Кот Непотребный (vasik_catn) wrote in museum_friends,
Кот Непотребный
vasik_catn
museum_friends

Category:

Мастерская Аникушина, Петербург.

Оригинал взят у vasik_catn в Мастерская Аникушина.
Есть в Петербурге такой музей. Филиал Музея городской скульптуры. Я в этом заведении когда-то недолго работал; в те времена всё выглядело печальней. Теперь с Мастерской - всё прекрасно.


Итак. В стародавние времена, когда советскому руководству города понадобилось увековечить столетний юбилей Ильича - был организован и проведён специальный конкурс. Выиграл его в 1969 г. Михаил Константинович Аникушин. И молодец. Но вот незадача: в городе негде было делать полноразмерную модель "танцующего Ленина" ростом восемь метров с копейками. Вышли из затруднения с изяществом, свойственным Северной пальмире: построили Аникушину в несколько месяцев новую мастерскую, в райском месте - Вяземском саду на Петроградской стороне. В 1970-м уже справляли новоселье.


Здание мастерской проектировал и строил ленинградский архитектор Филипп Аронович Гепнер. О! - про него даже чуть-чуть в википедии появилось. Причём проектировал и строил в теснейшем контакте с заказчиком - Аникушиным. Поэтому сооружение вышло очень удобным и, как утверждают, уютным. Здание образовано тремя значительными объёмами - большой мастерской площадью 400 кв.м с высотой перекрытия до 16 м и двумя примыкавшими с боков малыми мастерскими площадью по 70 кв.м. В одной из малых мастерских работал Михаил Аникушин, в другой - его супруга, тоже скульптор, Мария Литовченко. В план была вкомпонована и квартира для семьи скульптора. После смерти Аникушина (1997) и Литовченко (2003) их наследники сделали всё возможное, чтобы профукать здание. По существу, нужно употребить глагол погрубее. Как бы то ни было, в середине нулевых встал вопрос о дальнейшем использовании помещений мастерской. Решено было передать здание Музею городской скульптуры для организации там мемориального музея Аникушина и площадки для мастер-классов, творческих мастерских, симпозиумов и прочих подобных мероприятий. Музейщики на правах хозяев вошли в здание только в конце 2007 г. Тогда был организован пост охраны и началась приборка здания от мусора. Из коммуникаций на тот момент работало только электричество. Водопровод - через пень-колоду, отопления не было из-за разрывов труб. К лету 2008 г. из Мастерской было вывезено шесть 24-х кубовых контейнеров мусора. Шесть. Можно представить, что творилось внутри.
В результате пятилетней работы Мастерская преобразилась. Видна работа многих художников и скульпторов. Пространство организовано грамотно и практично. Хотя работы ещё много, открыта, так сказать, только первая очередь.
Вход в музей организован через одну из малых мастерских, бывшую Марии Литовченко.


Теперь здесь касса и гардероб. Предваряя основную экспозицию стоит самая известная работа Аникушина - памятник Пушкину для площади Искусств в Ленинграде. На стене помещена стилизованная карта Петербурга, переползающая в карту Евразии и всего мира; на карте отмечены места, где стоят монументы Михаила Константиновича. На другой стене - подборка скульпторов-современников, а также несколько до, стеллажи с книгами и скульптуры Марии Литовченко. Фрагмент деревянного реечного пола - из тех времён, 1970-х.


В уголке пристроился прекрасный матвеевский мальчик. Не оригинал, конечно, гипсовая копия. Александр Матвеев - один из учителей Аникушина.


Из малой мастерской попадаем в большую. Очень большую. И сильнее всего тут поражает огромное витражное окно. И уже во вторую - неожиданно большое пространство помещения.


В одном углу обнаруживается музеефицированная яма для глины. Пару раз я в неё падал, так получалось)


Технологический гвоздь экспозиции - это огромный поворотный стол. На нём, собственно, и ваяли восьмиметрового Ленина в рост. Стол крутится и ездит по рельсам.


Из техногенного также остался подъёмник-тельфер под потолком, правда он не работает.


В обе стороны имеются широкие выезды - когда-то через них проезжали грузовики - привозили сырьё (глину и арматуру), увозили "товар" (модели скульптур). За воротами виднеется ещё одна яма для глины. А на створке ворот сотрудники музея разместили инструменты скульптора.


Огромная ниша в стене - то место, где по штату полагается быть поворотному столу. Она облицована кафелем. Это среди прочего - и ванная комната. Бывает, модель нужно окатить водой. Или помыть рабочее место скульптора от наросших куч глины. Тогда - шланг с водой и вперёд. По проекту, в полу предполагалась система сливов и откачивающих насосов. Но, не случилось.


С аникушинских времён в мастерской осталась пунктир-машина.


И стол, где модель переводили в требуемый размер.


По периметру стен большой мастерской проходит подвесная лесенка - она была необходима, чтобы скульптор мог обозреть свою работу со всех точек.


На боковых стенах нынешние хозяева мастерской поместили информацию, касающуюся двух самых известных творческих тем Аникушина - серию монументов А. С. Пушкину:


и А. П. Чехову:


Примерно посередине зала - подиум с работами Аникушина разных лет. Вокруг - работы учеников Аникушина.


Это если вкратце. Когда получится - будет открыта вторая малая мастерская - как мемориальное помещение, посвящённое исключительно Михаилу Аникушину. Обещают и программу мастер-классов современных керамистов и скульпторов. Как оно будет - посмотрим.
Предпринимаются некоторые шаги для популяризации заведения. По четвергам Мастерская работает до девяти часов вечера, при этом в 18-30 и 19-30 проводятся специальные экскурсии. Так что заходите. Что ещё сказать. Если хочется получить какой-то официальной информации - логика подсказывает идти на сайт Музея городской скульптуры. Но не стоит этого делать. Потому что я встречал более дурацкие музейные сайты, но мало. Лучше сразу идти на страничку Мастерской ВКонтакте. Именно тут можно наиболее оперативно получить наиболее актуальную информацию о музее и связаться с работниками филиала.
Ну и ложка дёгтя, куда ж без неё. Мастерская, Аникушин - это прекрасно, но уж очень гламурно как-то, слащаво до противности. Пушкин и Чехов - прекрасно. А где так же расписанная лениниана? Не бон тон по нынешни временам? Детский сад, а не отмаза. Да и если Ленина сюда добавить - всё равно слащаво. Годы те ещё были, борьба с космополитизмом, то, сё. Травля Матвеева, кстати. Не без Аникушина происходила, между прочим, как и все подписался. Занимал ведущие должности в ЛОСХе. Тот ещё клоповник. И с этим всё ох как не просто. Надо только исследовать. Интервью брать, ковыряться. А официально - пастораль, а не жизнь, бренд, а не человек. И всем это теперь удобно.
К сожадению, музей "Мастерская Аникушина" не будет тем учреждением, которое покажет нам настоящего, а не ходульного, живого, а не нарисованного Михаила Константиновича Аникушина. Жаль.

Ах да, по тегу Аникушин можно увидеть фото мастерской давних и стародавних времён, а также здание мастерской с разных сторон.
Tags: Санкт-Петербург
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments